Парадоксальное охлаждение за счёт нагревания продемонстрировали специалисты из института Нильса Бора. Авторы опыта считают, что эта технология пригодится для создания высокочувствительных механических и электрических датчиков, а также компонентов квантовых компьютеров.
Ведущий автор работы Кодзи Усами (Koji Usami) демонстрирует сантиметровый держатель, в котором закреплена экспериментальная мембрана (фото Ola J. Joensen).
Физики провели эксперимент в области оптомеханики, изучающей взаимодействие света с подвижными объектами. В качестве испытательного образца выступила пластинка из арсенида галлия. При толщине всего 160 нанометров её размеры превышали 1 х 1 миллиметр, сообщает институт.
Эту наномембрану учёные поместили в специальном держателе в вакуумную камеру и направили на неё лазерный луч мощностью 50 микроватт. Отражённый свет попадал на зеркало и возвращался к пластине полупроводника.
Усами за установкой в институте Нильса Бора (фотографии Ola J. Joensen).
Дальше начиналось самое интересное. Часть света пластинка поглощала, и это приводило к появлению свободных электронов, чуть-чуть разогревавших материал. Разогрев приводил к периодическому термическому расширению, из-за которого менялось расстояние между поверхностью мембраны и зеркала, создавая колебания. А они на ходу изменяли и параметры резонатора.
Авторы эксперимента измеряли колебания мембраны с высокой точностью при помощи пробного луча, направляемого под углом к поверхности. На рисунке зелёный цвет означает -20 мкм/с, красный — +20 мкм/с (иллюстрация Niels Bohr Institutet).
Исследователи установили, что уникальные электронные, оптические и механические свойства пластины при определённом излучении приводят к необычному явлению: хотя мембрана в целом немного нагревается от луча, её тепловые колебания в нужном направлении таким методом можно подавить, причём настолько, что это будет соответствовать падению температуры с комнатной до минус 269 градусов Цельсия.
В новой технологии наблюдается явная аналогия с известнымлазерным охлаждением. Но тот способ работает с облаками атомов (ионов) в оптических ловушках, но вовсе не с твёрдыми телами, тем более – макроскопических размеров.
(Подробности опыта можно найти в статье в Nature Physics.)